Главная » Статьи » Воспоминания |
О том, что после «учебки» мне предстоит служить в Афганистане, — рассказывает Валерий Викторович,— я узнал еще по дороге на службу. В части, где прослужил первые полгода (в Туркмении), везде висели плакаты о выполнении интернационального долга. Но день и час отправки мы не знали. Ночью подняли нас по тревоге, построили, посадили в машины, потом на самолет и все — здравствуй, Афганистан. Моя боевая специальность — механик-водитель средних танков. Потому и служить все полтора года пришлось на одной из сторожевых застав на автотрассе Кабул—Чарикар. Главной нашей задачей была охрана и оборона вверенного нам участка шоссе, сопровождение советских транспортных колонн. Хотя в «учебке» я прошел неплохую подготовку на полигоне, на заставе пришлось доучиваться. В экипаже должна быть полная взаимозаменяемость: то есть и механику-водителю надо освоить рацию, научиться наводить, заряжать, стрелять. На заставе — свой распорядок, по тревоге каждый должен находиться на своем месте. Но со временем к нему привыкаешь, и служба становится, как работа. Каждое утро до рассвета два экипажа выезжают на выносные посты вдоль дороги. Их сопровождают дежурный танк и сапер. Дежурный танк выставляет посты и ведет наблюдение, пока сапер проверяет дорогу и окоп. Вечером так же снимают посты. Ночью по дороге никто не ездит. Вернувшись на заставу, дежурный танк продолжает нести ее охрану, а свободный экипаж занимается обслуживанием своего танка и бытом. Из-за частых обстрелов советских колонн приходилось их встречать и сопровождать на каждом участке дороги. Так же и при проведении войсковых операций — нужно было сопровождать пехоту. Вот такие задачи мы выполняли. Думаю, подвигом их не назовешь. Мы ведь — броня. А вот, когда смотришь на сапера, который проверяет для тебя дорогу... Или на колонну КамАЗов. Или на пехоту, которая ночью идет на операцию... и думаешь — вот настоящий героизм. Но и у нас не все было гладко. За мою службу был подбит и сгорел один танк. Хорошо, экипаж остался жив. Хотя они и вели огонь, пока не получили приказ уходить. А в 1985-м и на моей машине были потери — командир танка был ранен, а заряжающий погиб. Так что ничего хорошего я о той войне сказать не могу. Единственный плюс — это ребята. Судьба меня там свела с отличными парнями. Вернувшись в Союз, мы переписывались, но все реже и реже. А пока служили — очень друг другу помогали. Каждый солдат всю службу готовится домой. Вот и мы дождались. За нами пришли БТРы. Быстрые сборы, прощания, и вот — Баграм. А потом — Ташкент и... дом. По прибытии вернулся на ЛГОК, где работаю до сих пор.
Волоконский В. В. Вспоминают ветераны / В. В. Волоконский // Петров Дм. Афганские звезды. Честь, боль и слава / Дм. Петров ; науч. ред. А. Улунян. – Москва, 2015. – С. 230–232. |
Всего комментариев: 0 | |