Афганистан болит в моей душе
(воспоминания участников боевых действий)
Юрий Черных: «Надо просто жить…»
ТАК-ТО ОНО ТАК, да вот только не каждому рядовому гражданину за службу в армии вручают орден Красной Звезды. И не каждому удается после тяжелейшего ранения и ампутации обеих ног в двадцатилетнем возрасте жить полной насыщенной жизнью, радоваться ей и удивлять своих родных и близких нескончаемым оптимизмом, бодростью, искренностью, да просто хорошим настроением, трудолюбием, желанием помогать всем, кто нуждается в этом, делиться своим теплом и щедростью душевной. Это и есть настоящий героизм. Вот с таким необыкновенным человеком встретились мы накануне Дня героев Отечества.
В феврале 1980 года выехали из города Клайпеда, Прибалтийский военный округ, в пятнадцатиградусный мороз, а приехали на территорию Афганистана, погода стояла плюс двадцать пять. Очень обрадовались. Все шутили - приехали погреться.
Березинский Василий Аврамович
Служил сапёром. В обязанности сапёрной роты входило сопровождение колонн, проверка дорог на наличие мин и фугасов, взрывоопасных предметов.
Красников Василий Иванович
21 февраля 1980 года пересекли границу самой южной точки бывшего Советского Союза Кушку (Таджикистан). Прибыли в Афганистан и выгружались ночью. Дальше на машинах углубились на 250 км к городу Кандагар. Ставили палатки на голом месте и сразу готовили машины к боевой операции.
Шаталов Геннадий Иванович
Перед отправкой в Афганистан наш батальон проходил специальную подготовку в течение 3-х месяцев в военном командном училище им. Верховного Совета РСФСР, которое готовило кремлёвских курсантов. 9 декабря 1981 года, в составе отдельного Московского батальона, мы пересекли границу Афганистана.
Служил в охране дороги Кабул-Джелалабад (район Суруби).
С ноября 1982 года по март 1983 года - Панджшерское ущелье. Недалеко от выхода из ущелья начинается знаменитый перевал Саланг - «горло Кабула», через который проходит трасса Хайратон-Кабул. Именно эта дорога являлась основной магистралью для автоколонн, доставлявших из СССР в Афганистан грузы военного и гражданского назначения.
Баграмская «зелёнка» - равнина среди холмов, густонаселенная ближе к кабульской трассе - место беспокойное: сады, виноградники, заросли и множество подземных ходов – раздолье для укрытия моджахедов, которых вылавливать в таких условиях было невероятно трудно. На этой равнине и прошли мои последние месяцы службы в Афганистане.
Кардаш Виктор Филиппович